Бунтарь в искусстве

Рене Магритт  один  из самых ярких и запоминающихся представителей сюрреализма (направление в западноевропейском авнгардском искусстве). Его творчество наполнено мыслями и философскими образами, представляя собой некие загадки для зрителей. Но определенного и правильного ответа на них нет, ведь каждый человек видит что-то свое.

Лица в белых тканях

Важным моментом в детстве Рене Магритт приходится смерть матери. Когда ему было всего лишь 12 лет, его мать пропала на 17 дней, а когда ее нашли — она была уже мертва. Существует легенда, что один из самых популярных образов Магритта — это силуэты мужчины и женщины, чьи головы покрыты тканью. Создается ощущение будто живописец старался переосмыслить смерть матери.  

“Влюбленные” 1928 г.

В это же период он начал учиться живописи. Во время обучения это был единственный предмет, который он искренне любил. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой».

Истоки

С началом Первой мировой войны в 1941 году, Рене бросает школу и переезжает в Брюссель. По делу случая он въезжает в дом, который находится рядом с Королевской Академией изящных искусств, где осенью 1916 года начинает своё обучение, но вскоре все равно бросает его. Спустя время Магритт становится одним из первых последователей нового направления в искусстве, благодаря знакомству с бельгийскими дадаистами. 

Военная служба и творчество

Прежде чем Рене отправился на службу в армию в 1920 году, он совместно с другом устроил выставку. В армии Магритт свободно продолжал заниматься живописью. Спустя год, художник повстречал в Брюсселе Жоржетту Берже. Однако знакомство их произошло намного раньше, но тогда война разлучила их на несколько лет. Вскоре Рене и Жоржетта поженились. Они столкнулись с разными трудностями. Одна из них финансовая, поэтому художник  устроился дизайнером на обойную фабрику, чтобы прокормить свою молодую семью

Интересный факт

Жоржетта всю жизнь была единственной женщиной и натурщицей Рене.

Сюрреализм 

Магритт в начале начал писать в жанре кубизма, также публиковал дадаистский журнал и подготавливал книгу про абстракцию. Его любовь к сюрреализму проявилась благодаря картине Джорджо де Кирико «Любовная песнь”. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приемы традиционной живописи… Это было новое зрение, вооружившись которым, зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира», – говорил о свои впечатлениях художник. Со временем образ его творчества начал модернизироваться. Это прослеживается в картине «Ноктюрне» 1925 года. Позже этот почерк стал отличительной чертой среди коллег. 

«Ноктюрн» 1925 г. 

«Итак, году в двадцать пятом я решил писать предметы, тщательно выписывая все детали. Тем самым я лишь отказывался от живописной манеры, которая помогала мне решать проблему изображения сути предметов». Предметы на холстах приобрели иной образ, стали более «объективны и отстранены», как описывал сам мастер. Впоследствии его работы стали напоминать плакаты и афиши, благодаря минималистичным и прямолинейным деталям. Картина “Потерянный жокей” считается первой работой, написанной в сюрреалистическом жанре. 

“Потерянный жокей” 1926 г.

С переезда в Париж начался новый этап в живописи Рене. Он начал представлять людскому взору  различные предметы, подписывая их: сумку — небом, лист — столом. Самой известной картиной в подобном стиле стала «Предательские образы» — изображение курительной трубки, подписанной словами «это не трубка».

“Предательский образ” 1929 г.

Также Магритт стал использовать новый прием: он изображал предметы, которые имеют свойство постепенно превращалися во что-то другое. «Я обнаружил в вещах новый потенциал — их способность постепенно становиться чем-то иным”, – писал Магритт философу Полю Нуже. Примером такого перевоплощения является картина «Открытие», в которой откровенная фигура женщины обращается  в деревянную скульптуру. 

“Открытие” 1927 г.

Годы неудач 

Финансовое положение было в ужасном состоянии, ссоры с сюрреалистами, в итоге возвращение в Брюссель. Магритт опять начал работать дизайнером: оформлял плакаты, пластинки и делал деревянные постаменты для выставок. Поэтапно дела художника исправлялись в лучшую сторону. Тогда в Брюсселе открылся Дворец изящных искусств, который вскоре начал проводить выставки Рене. 

От популярности до смерти

В 1939 году началась Вторая мировая война, что поспособствовало  изменению стиля картин Магритта. Людям нужна была поддержка и надежда на лучшее, поэтому Рене решил писать более яркие и легкие работы, которые не вызывали бы ни тревоги, ни печали, не заставляли бы размышлять над глубоким смыслом.. 

Автор всю жизнь держался социалистических взглядов. После войны он очередной раз вступил в коммунистическую партию Бельгии. Рене писал для нее плакаты, которые часто отвергались. К конце 30-х годов сделал социальную рекламу для профсоюза текстильщиков. Живописные работы и дизайнерские плакаты переплетались и дополняли друг друга.  

В основном заработок Магритт основывался на рекламных и дизайнерских проектах. Чтобы заниматься только творчеством и не помереть с голоду, Рене тиражировал свои самые успешные работы на продажу. Небольшая выручка вынуждал живописца очень много заниматься копированием, а на новые творения почти не оставалось сил и времени, что сказывалось на качестве его произведений. Поэтому в 40-50-е годы не произошло никаких значимых моментов в творчестве. 

Всемирное признание пришло к Магритту спустя долгие годы. Неожиданный интерес к артисту связывают с появлением поп-арта. Его картины стали выставляться в разных странах, начиная с Бельгии, продолжая Францией и Великобританией. Его образы и видения стали часто употребляться в массовой культуре. Вскоре Рене Магритт заболел раком поджелудочной железы и 15 августа 1967 года умер в возрасте 68 лет.

Названия и подписи

При нахождении нужного образа для картин, Магритт долго размышлял и экспериментировал. Процесс поиска связей между разными предметами можно показать на примере картины «Любовная перспектива». Если рядом с дверью проделать дыру, то она станет таким же выходом из комнаты и будет нести ту же функцию, что и дверь. Можно пойти дальше и разместить дыру на двери. Это и станет решением «теоремы двери». Среди других картин-теорем Магритта: «красная модель» — решение теоремы о ботинках.

“Любовная перспектива”

“Красная модель”

Софья Частова 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх