Искусство в амуниции

Искусство всегда неразрывно связано со временем и его историей, то, через что проходит автор, проходят и его произведения, а его тревоги и сомнения, надежды и мечты зависят от происходящих вокруг событий. Это даёт право назвать искусство — машиной времени, позволяющей заглянуть в далёкое прошлое и понять, чем жили люди в том, совсем другом мире. Какие события сильнее всего могут повлиять на человека? Слишком часто — трагические. Многие деятели искусства прошли через ужасы своей эпохи, отправляясь на фронт по собственной инициативе, желая помочь своей стране. Кого же можно поздравить с Днём защитника Отечества?


Рина Зелёная

Советская актриса театра и кино Рина Зелёная знакома многим с детства по роли черепахи Тортиллы в фильме “Приключения Буратино”, а более взрослая аудитория вспомнит её великолепную Миссис Хадсон в “Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне”. Свою карьеру она начала ещё в 20-х годах, а в 1931 состоялся её кинодебют в фильме “Путёвка в жизнь”. Рина Зелёная работала в Театре Миниатюр, когда началась Великая Отечественная война, её труппа была на гастролях, и руководством было принято решение не отменять тур, а продолжить выступления на передовой, сама актриса хотела настоять на этом, желание помогать всем, чем сможет, было присуще её характеру. Солдаты очень любили выступления Рины, многие звонили, делали заявки, просили прислать к ним актрису, в общей сложности она провела на фронте 83 концерта. За это в 1944 году Рина Зелёная была награждена орденом Красной Звезды. 

Александр Дейнек

Александр Александрович Дейнека за свою жизнь успел получить самый разный в том числе и художественный опыт, работая и фотографом в уголовном розыске, и преподавателем ИЗО, и декоратором, и руководителем художественной студии, а самое главное художником. Работы Дейнека высоко оценила не только советская публика, в 1935 Филадельфийский музей искусств, Американо-русский институт и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей  пригласили Александра в Америку, где он представил свою персональную выставку. Во время визита художник продолжал работать, находя новое вдохновение в неизведанной ранее стране, делая зарисовки повседневной жизни американцев. В 1936 году журнал  “Vanity Fair” выпустил номер, над обложкой которого работал Александр Дейнека. 

Обложка  “Vanity Fair” январь 1936 год

В период Великой отечественной войны художник находился в Москве и рисовал агитационные плакаты, призывающие защитить Родину. А в 1942 году с другом совершил поездку на фронт, после чего написал несколько картин, под впечатлением от увиденных героизма и стойкости солдат, а также разрушительной силы войны. Результатом поездок стали работы “Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года”, “Сгоревшая деревня”, “Оборона Севастополя” и уже более оптимистичная “Раздолье”. В творчестве Дейнека часто отсылался к великим мастерам прошлого, что можно увидеть уже в более поздней работе 1945 года “Весенняя песня”, на которой образы трёх девушек явно перекликаются с героинями картин “Три грации” Рафаэля Санти и “Весна” Боттичелли. 

Александру Дайнеке присвоено множество наград и званий, в числе которых и медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.”.

“Весенняя песня” Александр Дейнека 1945 год

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Фрэнсис Скотт — один из самых известных писателей “потерянного поколения”, получившего своё название благодаря роману так же “потерянного” Хемингуэя “Праздник, который всегда с тобой”. Это поколение людей, ушедших на фронт в период Первой мировой войны, и вернувшихся назад совсем другими, оставив там не только близких и друзей, но и старые привычки. Идеалы современного им общества казались глупыми и неуместными после увиденного на войне, верить оставалось только во что-то более значимое, чем блага цивилизации и рынка, и они верили в дружбу, любовь, творчество, как и сам автор. 

Но жестокость пережитых сцен давала о себе знать, вернувшиеся не были святыми, война развила в них цинизм и черствость, как защитный механизм в попытке убежать или пережить случившееся. Именно таких героев показывает Фицджеральд, пытающихся отгородиться от воспоминаний и травм богатством, создать свой маленький мир, отделенный от несовершенной реальности, полный красок, шумных вечеринок и буйного веселья. Но действительность всегда настигает, подкрадывается и обрушивается на героев. Одним из немногих персонажей Фрэнсиса Скотта, избежавших печати жестокости, стал Джей Гэтсби из романа “Великий Гэтсби”. Он продолжал верить в большую и чистую любовь, отчаянно стараясь её отыскать. Суматошными предстают и женские образы Фицджеральда, они тоже сломлены, тоже пытаются убежать, и в поиске спасения готовы пожертвовать всем искренним и важным, только бы избавиться от боли и страха. 

Фрэнсис Скотт рисует очень понятные и человечные образы людей, переживших ужасные испытания, напоминая о том, что война не заканчивается на фронте, расселяясь по городам, заходя в каждый дом, оставаясь в памяти всех, кого она затронула. 

Алиса Карлина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх