Между временем

Скучные однотонные ткани, строго регламентированные фасоны, одинаковые наряды — примерно так большинство представляет себе одежду советских граждан, конечно, сказать, что такого не было совсем нельзя, но и доводить это до непременных требований и табу будет неправильно. Кто-то мог видеть фотографии своих родителей, родственников, знакомых или совершенно незнакомых людей того времени, кто-то и сам застал моду советского периода, можете ли вы обвинить её в тоске и однообразии?

Не таким редким явлением в те годы был самостоятельный пошив одежды, который помогал выделиться из толпы. А вот кто точно заботился о своём внешнем виде и неповторимом стиле — это актёра, а точнее герои фильмов, чьи костюмы должны были не только отражать дух времени или нести определенные идеи, но и показывать характер и самобытность самих персонажей. Кто, когда и как задавал тренды, бросал вызовы и устраивал модные революции на советских экранах.

  1. АЛИКА

Культовый фильм Сергея Соловьёва “Асса”, вышедший в прокат в 1987 году, красиво и ярко выражает настроения общества, а точнее молодёжи того времени, и делает это очень стильно! Сюжет киноленты рассказывает нам историю двух молодых людей — Алики и Бананана — в чьих отношениях встаёт клином уже не очень молодой любовник героини — бандит Крымов. На противопоставлении взаимодействий Алики с первым и вторым строится большая часть картины, но не только действия героев подчеркивают непохожесть и несовместимость девушки с представителем криминальной элиты, но и образы героев, одежда которых выражает их внутренний мир, убеждения и положение. 

Гардероб Алики тесно связывает её с Крымовым, но, не потому что девушка пытается во всём угодить своему партнеру, одеваясь в открытые модные платья и обтягивающие наряды, стиль главной героини совсем не похож на привычный образ спутницы мафиози. Мы видим Алику в массивных пиджаках, огромных рубашках и мешковатых штанах, в том, во что одевается сам Крымов. Но общий гардероб почему-то не делает их похожими. Эта деталь создаёт образ героини, усложняет его противоречиями, подготавливая почву для размышлений: то ли Алика открыто игнорируя свой статус и стандарты красоты, которым должна придерживаться девушка в её положении, бросает вызов всему, в чём живет, и заявляет, что она не менее сильная и авторитетная; то ли она и сама является такой же собственностью Крымова, как и та одежда, которую она носит. А может это её уверенность позволяет оставаться собой, не становясь тенью элегантно присвоенных ею вещей? 

Кадры из фильма “Асса” с героиней Алика

  1. БАНАНАН

Не менее интересен и образ другого главного героя — Бананана. Его, можно сказать, и не создавали, в кадре актер появлялся в том же, в чём приходил на съемочную площадку. Сергей Соловьёв хотел сделать искреннее кино, по-настоящему отражающее дух своей эпохи, так что увидев актера сразу понял, как именно он будет выглядеть — точно так, как выглядит в жизни. Бананан, как и Алика, носит всё на пару размеров больше, привычный образ героя — это песочный тренч, штаны в цвет, огромная рубашка и ботинки на платформе. Дополнительная деталь — очки без линз: “Главное не стёкла. Главное — ощущать себя зрячим человеком”. 

Бананан, он же художник, музыкант и актёр Сергей Бугаев, он же Африка познакомился с Соловьёвым благодаря Борису Гребенщикову. Работа сразу сложилась, но чего-то не хватало, нужны были люди, творческие и нестандартные. Поэтому в проекте появляется новый художник — Гарик Асса, по слухам именно в честь него Бугаев уговаривал режиссёра назвать фильм, придумав такой довод: “Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: “Автор Соловьев Сергей Александрович”. Асса был очень востребованным художником, в восьмидесятые он одевал таких популярных советских исполнителей, как Жанна Агузарова и участники группы “Кино”, которая, кстати, появляется в фильме, исполняя песню “Перемен”.  И хоть в титрах в не найдёте имени Гарика Ассы, ведь художником по костюмам стала Ирина Гинно, Ассу можно смело назвать вдохновителем образов. 

Кадры из фильма “Асса” с героем Банананом

  1. ПОЛИНА

Для многих этот фильм — путешествие в детство, и не только потому, что именно вокруг перемещений во времени строится весь сюжет, но благодаря незабываемой атмосфере и предвкушению чуда, которые сохраняются и спустя много лет. “Гостья из будущего” 1984 года, снятая по фантастической повести Кира Булычёва “Сто лет тому назад” тоже может похвастаться костюмами своих персонажей. Несмотря на то, что большую часть хронометража мы следим за приключениями Алисы Селезневой по советским просторам, одетой в обычную школьную форму того времени, персонажи из будущего всё же удивляют нас своими нарядами. Одним из таких примеров стала героиня Полина, работающая в “Московском Институте времени”, нередко появляющаяся на улицах столицы восьмидесятых годов. Роль исполнила удивительная Елена Метелкина. Завораживающая своей как будто неземной красотой, Полина выделяется на фоне остальных граждан своими роковыми образами, например своим роскошным красным платьем. 

Художник по костюмам — Валентина Олоновская хотела сделать образы героев необычными, новыми, стараясь создать “эффект будущего”, она добавила свежести и в костюмы путешественников во времени, так наряд Полины одновременно вливается и выбивается из общей колеи. Гардероб героини шился специально для Елены, отталкиваясь от образа самой актрисы и модели, которая уже успела запомниться зрителям в амплуа инопланетянки Нийи в фильме “Через тернии к звёздам”. Сама Валентина говорит о платье Полины так: “Тогда говорили, что в будущем нас ждет универсальная мода, стирающая границы между полами, но мне хотелось подчеркнуть, что этого не произойдет”. Именно это и получилось, одежда героини очень женственная и легкая, а струящаяся красная ткань создает ощущение полета, что ещё больше подчеркивает загадочное происхождение девушки. 

Елена Метелкина в образе Полины из фильма “Гостья из будущего”

Алиса Карлина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх