Одна сцена

Искусство ищет точки взаимодействия с событиями, в которые мы вовлекаемся, как зрители и участники в одинаковой степени. Но остаются вопросы: Есть ли грань между современным искусством и современным театром? Что произойдёт, если эти две сферы соединятся на одной сцене и у художников появится возможность высказаться? 

Существует мнение, что единственное различие между современным искусством и современным театром — это фактор сцены,  что в настоящее время не является глобальной проблемой и каким-то ограничением.

Перфоманс

Перформанс — это театрально-художественный жанр, форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени.

То, что один человек становится другим в театре ради зрителя, — это часть матрицы театра. Актёр хочет приблизиться к событию, понять его. Его игра начинается уже как бы после события, а перформансист создает “театр” для того, чтобы предъявить свой художественный метод, позиционирующий его в истории искусства. В этом и есть разница между современным искусством и театром. 

Мнение

Олег Кулик — российский художник

Приобрел известность благодаря, перформансам, где представал в образе «человека-собаки». Его работы выставлялись в галерее Tate Modern (Лондон), музеях сети Гуггенхайм, на Венецианской биеннале, биеннале в Валенсии и Сан-Паулу, музеях современного искусства в Риме, Антверпене, Цюрихе, Страсбурге, Нью-Йорке и т. д. Также художник курировал проект в Центре современного искусства «Винзавод» — «Верю» (2007 г.) и фестиваль «Архстояние» (2010 г.). Кроме работ изобразительного искусства Олег Кулик реализовал несколько театральных проектов в парижском театре «Шатле», где поставил «Вечерню Девы Марии» Клаудио Монтеверди и затем — ораторию «Мессия» Георга Фридриха Генделя.

 «Мессия»в постановке Олега Кулика 

Перформанс хочет перестать быть экспонатом, выйдя за рамки принятого искусства. Но пока это не удалось осуществить полноценно – он всё равно является экспонируемым объектом. Тому доказательство крайний перфоманс Марины Абрамович, где она сидит в МоМА — время проходит, а перформансист остаётся экспонатом.

Марина Абрамович — сербская специалистка по искусству выносливости.

Олег Кулик считает, что нормальные перформансисты отказываются от практики перформанса, как только они становятся экспонатами. Марина Абрамович как раз предала территорию и привнесла в искусство территорию театра.

Константин Бохоров — арт-критик

Константин Бохоров — арт- критик, курировал  выставки на международных биеннале в Венеции, Стамбуле, Сан-Паулу, Москве. Регулярно пишет для «Диалога искусств», входит в редколлегию журнала «База», главный редактор «Фабричного журнала».  

Считает, что искусство — театр, но искусство — немаркированный термин, он описывает в том числе и театр. “Например, современный театр никогда не соотносил себя с современной философией. А современное искусство это делает постоянно. В этом и причина того, почему современное искусство взяло гегемонию современности? Оно завоевало эту гегемонию вместе с философией и политической теорией”.

Время меняется

В современном мире появляется желание находить другие отношения аудитории и зрителя. В последние годы меняется микрокосм человека, в него входят медиа, другие ощущения, и держать дистанцию, строив границы было бы странно, поэтому художники все чаще начинают становиться режиссерами, композиторами,  драматургами, актерами, перформерами. Но стоит задуматься и глубже погрузиться в историю, как оказывается, что уже во времена Баухауса или ВХУТЕМАСа те, кто увлекались визуальным искусством, изо всех сил стремились в театр и наоборот. 

Софья Частова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх