Потрачено

Искусство — это, конечно, не рынок, но часто там бывает. Не каждый захочет довольствоваться просмотром любимых произведений в регламентированные часы с толпой таких же ценителей, если не праздных зевак, а потому способные выбирать идут наиболее прямым путем к преодолению этой проблемы. В этом случае на помощь к состоятельным покровителям искусства приходят аукционы. 

По определению аукцион — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам, но как бы увлекательны не были все эти отрасли, сегодня мы обратимся лишь к одной, а именно к продаже искусства. Если вы хотите стать счастливым обладателем хорошей пушнины или мехового сырья, то вам прямая дорогая в Санкт-Петербург, Нью-Йорк или Монреаль. Если вас больше интересует немытая шерсть — пора в Лондон. За цветами лучше всего ехать в Нидерланды. А вот за искусством… Сейчас расскажем.

Явление аукционов известно мировой истории еще со времен древнего Рима, правда в те времена главными ходовыми товарами скорее были не предметы, а люди, но эту темную часть хроники, пожалуй, стоит оставить в стороне. Рынок искусства активно начал развиваться в “Новое время” начиная с 17 века, а самым главным поставщиком новых и не очень “товаров” стала еще не утратившая своих лидирующих позиций Европа. Именно тогда были основаны главные аукционные дома, которые по сей день возглавляют топы всех списков, Кристис, Сотбис, Доротеум и Филипс родом из 17 века. Но что же такого необычного в этом времени? 

Именно тогда в аристократическом обществе появилась мода на чрезмерную роскошь, и до того неотъемлемая черта жизни любого дворянина теперь становится новой верой. Элиты не считают денег, превышая не бесконечные возможности своего состояния, закладывая дома ради драгоценностей, туалетов, вин и деликатесов. Азартные игры и мотовство плохо сказываются на сбережениях, так что сохранность собственного жилища и толики достоинства стоили дворянским семьям их же имущества, отданного с молотка за приличную сумму, которая помогала на время преодолеть финансовые затруднения. Одновременно с этим в моду входит новое дорогое увлечение — коллекционирование, лучшими друзьями которого становятся аукционы. 

Дело развивалось неспешно до тех пор, как толчком к росту не грянула Великая французская революция.  Французская аристократия хотела как можно скорее получить средства, а британская как можно скорее завладеть их имуществом. Правило спроса и предложения сработало идеально. Особым спросом в то время пользовалась коллекция живописи уже казненной Марии Антуанетты, Гарри Филлипс — хозяин аукциона, стал известен именно за счет этой сделки, а его компания до сих пор остается в четверке лидеров по всему миру. 

После разорения французских высших домов очередь дошла и до остальной Европы. Аристократы были вынуждены распродавать свое имущество из-за нехватки денег, которые теперь перешли за океан. Затем последовали войны и революции. По всему миру начали всплывать утерянные вещи императорской семьи, которые с опаской и не скрываемым подозрением покупали за рубежом.Мир арт-бизнеса претерпевал немалые трудности. 

Относительного равновесия сфера аукционов достигла лишь ко второй половине прошлого века. Продажи произведений искусства явно начали расти, а количество регионов, предоставляющих подобные услуги увеличиваться. В 90-е годы распространению рынка способствовал технологический прогресс, который вывел аукционы в цифровое пространство, сделав их частью повседневной жизни. Такие сервисы, как eBay или Авито позволяют любому человеку начать торги за товары различных категорий от машины до ушной палочки, которой пользовалась Эмма Уотсон. 

Современный аукцион — это не просто продажа, это — искусство. Аукционистов (ведущих аукционов) учат работать с публикой, правильно разговаривать, подогревать интерес и уметь создать нужное напряжение в схватке за интересующий нескольких покупателей лот. Можно сказать, что аукцион превратился в театральный перформанс, а на таких мероприятиях всегда происходит что-нибудь интересное, о чем мы сейчас и расскажем. 

От Бэнкси

На одном из аукционов Сотби, посвященному современному искусству, покупателю последнего лота улыбнулась немалая удача победить в схватке за картину Бэнкси “Девочка с воздушным шаром”. Анонимный клиент озвучил сумму по телефону, после чего удар молотка провозгласил окончательную победу-продажу. Едва это произошло внимание зрителей привлек шум, исходящий от только что приобретенной картины. Встроенный в раму механизм начал резать полотно на тонкие полоски, остановившись на середине “Девочки”. Зрители приняли выходку художника позитивно, ведь не они только что потратили 1,4 миллиона долларов на приобретение картины. 

Но самая главная часть розыгрыша Бэнкси заключалась даже не в уничтожении продажного искусства. На протяжении нескольких дней художник выкладывал в интернет ролики, на которых показывал, как создает роковую для “Девочки с воздушным шаром” раму, подготавливая публику к случившемуся. Но никто не заметил намека, что только сыграло на руку шутке Бэнкси.

Покупатель заявил, что не собирается отказываться от покупки, чем, наверняка, порадовала аукционный дом Сотби, который не был готов к такому исходу событий: “Похоже, нас только что отбэнксили. Теперь мы пытаемся понять, что это значит в контексте аукциона. Разрезание теперь часть работы”, — глава отделения современного искусства аукциона Сотби Алекс Бранчик. 

а-ля Любовь Попова

Валерий Дудаков — российский художник-график и известный эксперт в мире искусства сам того не желая стал участником фальсификации, которая по чистому совпадению опять произошла на аукционе Сотби, но это позже.

А сначала Валерий просто нарисовал копию картины известной художницы Любови Поповой в подарок своему другу. То ли картина друга не впечатлила, а может непримиримые разногласия с творцом заставили распрощаться с любыми напоминаниями о товарище, так или иначе картина пошла по рукам. И несколько лет спустя опять увидела своего создателя, принесенная одним из клиентов на экспертизу. Узнав свое детище Дудаков прямо заявил, что картина подделка, что тут сомнений быть не может и что он сам свечку держал. Рассерженный клиент поклялся разобраться с подлым продавцом, на чем и ушел, видимо, прихватив картину с собой. 

В следующий раз Валерий Дудаков встретился с полотном в каталоге Сотби. Стартовая цена лота составляла 22 с половиной тысячи долларов. Но честный художник не попытался заполучить деньги за сокрытия истинного происхождения картины. Обратившись к работникам Сотби, Валерий объяснил, что лот никак не может быть допущен до торгов, но ни его аргументы, ни явные доказательства не произвели впечатление на аукционеров. “Попова” была отдана за 30 тысяч долларов. Дальнейшая судьба картины пока неизвестна, остается только надеяться, что когда-нибудь они вновь встретяться.

Камень, ножницы. бумага

Японский бизнесмен Такаси Хасияма, долгое время руководивший крупной производственной компанией, собрал немалую коллекцию произведений искусств. В его домах висели полотна выдающихся художников: Сезанна, Пикассо, Ван Гога… И, разумеется, стоила эта коллекция очень больших денег. Именно они и понадобились Такаси, когда бизнес стал испытывать проблемы. 

Собирая коллекцию Такаси, как правило, работал с аукционным домом Сотби, но что-то заставило его сделать предложение о продаже не только им, параллельно с этим он сообщил о сделке в Кристи. Заполучить многомиллионный контракт мечтала каждая компания, постоянно посылая своих агентов и устраивая многочисленные встречи с заказчиком, но Такаси никак не мог сделать выбор. 

Обедая с президентом японского филиала Кристи — Канаэ Исибаси, Хасияма пожаловался на свою нерешительность в этом вопросе, тогда женщина рассказала ему о том, что в ситуациях со сложным выбором обычно доверяет решение воле случая, подкидывая монетку. Тогда она и не знала. какое впечатление на Такаси произведет ее ответ.

Хасияма заявил, что заключит сделку с компанией, которая победит в детской игре “Камень, ножницы, бумага”. Неожиданный ответ поставил Кристи в тупик, проиграть контракт стало бы позором, но как победить в игру с судьбой? В Сотби к подобному решению отнеслись с меньшим азартом, вместе с Такаси они поставили все на волю случая.

В это время Исибаси не могла отделаться от мысли об игре. Понимая тщетность своих рассуждений, она все равно не переставала думать об этом. В разгар внутреннего подсчета она связалась с руководителем Международного отдела импрессионизма и искусства — Николасом Маклином. Он позвал к телефону своих дочек, которых считал лучшими игроками в “Камень, ножницы, бумага”. 

До этого компания уже выяснила, что мужчины чаще используют для первого хода “камень”, а женщины — “ножницы”. А согласно Мировому обществу игры «Камень, ножницы, бумага» в турнирах с участием опытных игроков 35,4% выбирают «камень», 35% – «бумагу», 29,6% – «ножницы». 

Видимо, девочки и правда были опытными игроками, потому что статистика уже была им знакома. В несколько предложений они описали Исибаси тактику, которой следует придерживаться, если хочешь победить. 

В день принятия решения Исибаси и представитель Сотби написали на бумажках свои ответы и положили их в конверты, которые были переданы бухгалтерам компаний. После длительного полуминутного ожидания они заявили, что победу одержала компания Кристи, которая порезала своими “ножницами” “бумагу” Сотби. Можно сказать, что у Кристи все таки получилось обыграть судьбу, но лишь потому, что они не пустили все на самотек, а взяли ее в свои руки. 

Алиса Карлина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх