Революция в искусстве

История авангарда

Если посмотреть на слово “авангард” со стороны значения, то мы узнаем, что оно относится к военным терминам. И с французского языка “avant-garde” переводится, как части, находящиеся впереди основных сил армии или флота. Это понятие начали при­менять к искусству во Франции во второй половине XIX века. Из военного дела понятие перешло в политику, а в 1885 году французский искусствовед Теодор Дюре впервые использовал его в художественной критике.

Теодор Дюре

Авангард в России

А в России авангард проявил себя благодаря отечественному художнику и критику Александру Бенуа. В отзыве на выставку Союза русских художников 1910 года он разделил всех ее участников на «авангард», «центр» и «арьергард».

Александр Бенуа

 Именно с этого времени начинается свободное искусство. Возможность проявить себя, отступить от норм и устоев, тем самым показать свою индивидуальность.Это не было подража­нием, а скорей являлось взаимным вдохновением

Что послужило переменам?

Переменам в русском искусстве поспособствовал и литературный символизм, показавший себя еще в 1890-е годы. Русский авангард выделил для себя некую идею слияния искусства и жизни.

Михаил Врубель “Демон” 1890г.

В 1910 году состоялась первая выставка авангардис­тов — «Бубновый валет». 

Илья Машков «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». 1910г.

“У его истоков стояли Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Илья Машков, Петр Кончаловский и Аристарх Лентулов.

Эти художники бунтовали против официальной живописи Академии, реализмапередвижников, а также эстетизмасимволистов. Бубно­валетцы стремились вернуть искусству ясность и однозначность, создавали яркие жизнерадостные работы и вдохновлялись народным творчеством.” (Марии Швец “Главное в истории русского искусства.)

Михаил Ларионов “Петух” 1912г.

Наталия Гончарова “Хоровод” 1910г.

Илья Машков “Три сестры” 1911г.

Петр Кончаловский “Бой быков” 1910г.

Аристарх Лентулов “Монастырь” 1910г.

Что из себя представлял авангард?

Авангард не имел упорядоченной структуры, но тем не менее был наполнен различными школами и направлениями, одновременно пересекающимися и противоположными. 

Русских авангардистов объединяло то, что они разными путями находили способы реализации беспредметной формы и стремились полностью изменить язык искусства. Не просто разрушить прежние нормы, но по­нять, как они появляются, и как трансформируются. В их работах соединились элементы различных европейских направлений: постимпрессионизма, фовизма, кубизма, экспрессионизма, футуризма и других.

Благодаря стремлению к синтезу искусства и жизни, русский авангард создал нечто новое, интеллектуальное, задающее вектор развития культуры в XX веке. 

Изменения

Революционные потрясения 1917 года дали авангардистам новую жизнь. Нацеленный в будущее авангард предложил свой язык, в частности монументальную абстракцию.

Борис Григорьев “Старуха — молочница” 1917г.

В 1919 году организуется Комфут (объединение «коммунистов-футуристов»), где с новой властью сотрудничают поэт Владимир Маяковский, критик и тео­ретик Осип Брик и художник Натан Альтман — автор оформления петроград­ских улиц. 

Натан Альтман “Беспредметная композиция РСФСР” 1919–1920 гг.

В. Маяковский пишет стихотворение «Приказ по армии искусства» 

Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы — наши кисти.

Площа­ди — наши палитры.

Авангардисты привле­чены к реформе художественного обра­зования: Казимир Малевич в 1919 году едет в Витебск, где встает во главе худо­жественной школы, на базе которой скоро появится Уновис — общество «Утвер­дителей нового ис­кусства»

Казимир Малевич “Супрематическая композиция” 1916г.

Его ак­ти­висты в 1923 году будут в чи­сле создателей Гинхука — Государственного института художественной куль­туры.

Пока Малевич попу­ляризует авангард в провинции, Василий Кан­дин­ский и Владимир Татлин уча­ствуют в органи­зации Высших художест­венно-технических мастерских (Вху­темас), где c 1920 по 1926 год будет работать важнейшая школа европейского авангарда.

Василий Кандинский “ Композиция VIII” 1923г.

Владимир Татлин “Крестьянка” 1911г.

Однако авангард 1920-х годов нельзя назвать нереализованным проектом. Оно привлекло все ресурсы, чтобы воплотить эстетическую утопию в жизнь. К началу 1930-х годов роль авангарда в создании советской версии культу­ры была сыграна. 

В чем достоинство авангарда? 

Это искусство смогло изменить представление о мире, и язык, которым этот мир описывается. 

Благодаря авангарду окончательно потеряли смысл разговоры о форме и содержании, о достоверности художе­ственного высказывания.

В искусстве взяла верх идея, которой следует быть новой, необычной,нетрадиционной. Авангард убрал с первого места  традиции и дал место свободе. Благодаря этому, в наши дни все мень­ше людей утверждают, что «классика» — это синоним «искус­ства».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх