У картин жизнь продолжается

Известный авангардист, основоположник беспредметного искусства, художник с невероятной жизнью и интересной судьбой картин — Василий Кандинский.

Отправная точка

Оказывается поменять свою жизнь с ног на голову очень просто, стоит всего лишь сходить на выставку французских художников и взглянуть на картину Клода Моне “Стога сена”.

Клод Моне “Стога сена” 1891 г.

«Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». 

Под сильнейшим впечатление Кандинский решает оставить работу и стать художником, на то время ему было 30 лет. 

Германия. Россия. Франция.

Культурная жизнь Мюнхена казалась Василию Кандинскому удушающе консервативной. Он оставил академию, занялся критикой и поиском единомышленников. Художник мечтал создавать яркие неакадемические работы и устраивать новаторские выставки. 

С началом Первой мировой войны Василию Кандинскому (гражданину России) пришлось уехать из Германии. В 1914 году он вернулся в Москву. В этот период Кандинский писал импрессионистические пейзажи, романтические фантазии и позже реалистичные полотна. Его абстрактные картины становились более «геометрическими». Сказывалось влияние русского авангардизма первых советских лет.

Влияние революции

После революции Кандинский стал почетным профессором Московского университета. Он занимался музейной реформой и охраной памятников искусства, помогал открывать региональные музеи и преподавал во Вхутемасе. 

В 1928 году Кандинский получил немецкое гражданство. Однако вскоре к власти пришли нацисты. Баухауз стал частной школой, художников-авангардистов преследовали за их взгляды, а эмигрантов из СССР — за потенциальную коммунистическую «угрозу».

Василий Кандинский переехал во Францию. Его полотна «французского» периода часто называют биоморфными абстракциями. В них, наряду с геометрическими фигурами, появились сюрреалистичные элементы — они напоминали простейшие биологические организмы. В парижские годы художник написал «Доминирующую кривую», «Голубое небо», «Разнообразные действия».

“Доминирующая кривая” 1936 г.

“Голубое небо” 1940 г.

Неучдачная выставка

В 1937 году в Берлине полотна Кандинского попали на печально известную выставку «дегенеративного искусства». Многие картины, оставшиеся в Германии, были уничтожены. После оккупации Парижа немцами Кандинский решил эмигрировать в США и даже провел несколько месяцев в Пиренеях. Однако потом снова вернулся в столицу Франции, где и оставался до конца жизни. 

Справедливость 

Нидерландская комиссия по реституции (В международном праве: возвращение одним государством другому имущества, незаконно захваченного им во время войны), отменив свое недавнее решение в отношении к одной из работ Василия Кандинского, фактически «переобу­лась».

 В итоге картина все-таки должна быть возвращена наследникам еврейской собирательницы искусства, которой она принадлежала до начала Второй мировой войны.

“Вид Мурнау с церковью” 1910 г.

Национальная коллегия, рассматривающая иски и претензии по вопросам украденных и конфискованных нацистами произведений искусства, постановила, что «Вид Мурнау с церковью» 1910 г. должен быть передан семье Йоханны Маргарет Штерн-Липпман, погибшей в Освенциме в 1944 году.

Экспозиция Музея ван Аббе

Реституция пейзажа Кандинского — свежий пример новой реституционной политики Нидерландов, занявших сторону еврейских семей, стремящихся вернуть себе их прежнее имущество. 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх