Война навсегда остается в памяти народа, даже если с её окончания проходят годы и десятилетия. В нашей памяти надолго останется и искусство тех времен. Стихи и картины о великих победах и великих трагедиях Великой Отечественной войны, благодаря которым, мы можем проникнуть в саму суть тяжелого времени, прожить вместе с авторами те мгновения горя и радости. Важно помнить героическое прошлое нашего народа во всех ее проявлениях. Будь то фронтовик или писатель, врач или художник – в нашей памяти они навсегда.
В данной статье мы собрали картины со времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Некоторые из работ могут быть вам неизвестны, но они так же отражают главную идею, пронизывающую все произведения искусства, посвященные этому событию — советских людей не сломить ужасами войны.
Плакаты
Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимали плакаты. Прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины.
Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, без каких-либо творческих индивидуальностей. Широко использовались отечественные традиции. Так, «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941 года) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги.
Картины
Александр Дайнека
Картина Дейнеки — это не реалистичное изображение осады Севастополя в 1942 году, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: безликой темной массы захватчиков против советской армии.
“Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада”. — воспоминания художника.

Александр Дейнека «Оборона Севастополя» 1942 г.

Александр Дейнека “Окраина Москвы” 1941 г.
Юрий Пименов
В этой работе художник развивает замысел, использованный в картине «Новая Москва» (слева). Художник с помощью композиции демонстрирует вид города, который был разграблен и разрушен захватчиками. Пименов позволяет зрителю ощутить вместе с героями картины атмосферу потери: некогда яркий город превратился в руины.

Юрий Пименов «Фронтовая дорога» 1944 г.
Кукрыниксы
(Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев.)
По рассказам очевидцев, последними словами партизанки, обращенными к палачам, были: “Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня!».

“Подвиг Зои Космодемьянской” 1942 г.
Александр Лактионов
Эта картина – дорогое воспоминание для каждого, кто изо дня в день находился в ожидании хоть какой-нибудь весточки от родных. Автор изображает близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.

Александр Лактионов «Письмо с фронта»1947 г.
Михаил Хмелько, Дмитрий Мочальский, Александр Лопухов
В сердце картины «Триумф победившей Родины» — Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. Cюжет произведения — низложение фашистских знамен к подножию Мавзолея. Отчётливо узнаваемы Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров и многие другие полководцы войны.
Прозрачен трепещущий влагой прошедшего дождя воздух, хорошо передано свежее дыхание весеннего дня, и этот общий тон картины прекрасно вводит в основное настроение произведения. Левая часть картины вся выдержана в строгих, четких линиях: контуры мавзолея, фигуры высших командиров и почетного караула создают ощущение торжественности. Справа, оттуда, где трепещут вдали победоносные красные знамена Советской Армии, начинается все более сильное, волнующееся движение. Оно разрастается и наконец разрешается в сильной динамике фигур выбегающих вперед воинов, которые кидают наземь фашистские штандарты. Так на ярком контрасте движения и строгой неподвижности, уверенного спокойствия и энергической силы строится образ всенародного ликования победы. — журнал «Искусство», 1951 год.

Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины»1949 г.

Дмитрий Мочальский “Победа. Берлин 1945 года” 1947 г.

Александр Лопухов “Победа”
Софья Частова