Воспоминания

Война навсегда остается в памяти народа, даже если с её окончания проходят годы и десятилетия. В нашей памяти надолго останется и искусство тех времен. Стихи и картины о великих победах и великих трагедиях Великой Отечественной войны, благодаря которым, мы можем проникнуть в саму суть тяжелого времени, прожить вместе с авторами те мгновения горя и радости. Важно помнить героическое прошлое нашего народа во всех ее проявлениях. Будь то фронтовик или писатель, врач или художник – в нашей памяти они навсегда. 

В данной статье мы собрали картины со времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Некоторые из работ могут быть вам неизвестны, но они так же отражают главную идею, пронизывающую все произведения искусства, посвященные этому событию — советских людей не сломить ужасами войны. 

Плакаты

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимали плакаты. Прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины.

Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, без каких-либо творческих индивидуальностей. Широко использовались отечественные традиции. Так, «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941 года) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги.

Картины

Александр Дайнека

Картина Дейнеки — это не реалистичное изображение осады Севастополя в 1942 году, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: безликой темной массы захватчиков против советской армии.

“Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада”. — воспоминания художника.

Александр Дейнека «Оборона Севастополя» 1942 г.

Александр Дейнека “Окраина Москвы” 1941 г.

Юрий Пименов

В этой работе художник развивает замысел, использованный в картине «Новая Москва» (слева). Художник с помощью композиции демонстрирует вид города, который был разграблен и разрушен захватчиками. Пименов позволяет зрителю ощутить вместе с героями картины атмосферу потери: некогда яркий город превратился в руины. 

Юрий Пименов «Фронтовая дорога» 1944 г.

Кукрыниксы 

(Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев.)

По рассказам очевидцев, последними словами партизанки, обращенными к палачам, были: “Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня!».

“Подвиг Зои Космодемьянской” 1942 г.

Александр Лактионов

Эта картина – дорогое воспоминание для каждого, кто изо дня в день находился в ожидании хоть какой-нибудь весточки от родных. Автор изображает близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.

Александр Лактионов «Письмо с фронта»1947 г.

Михаил Хмелько, Дмитрий Мочальский, Александр Лопухов

В сердце картины «Триумф победившей Родины» — Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. Cюжет произведения — низложение фашистских знамен к подножию Мавзолея. Отчётливо узнаваемы Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров и многие другие полководцы войны. 

Прозрачен трепещущий влагой прошедшего дождя воздух, хорошо передано свежее дыхание весеннего дня, и этот общий тон картины прекрасно вводит в основное настроение произведения. Левая часть картины вся выдержана в строгих, четких линиях: контуры мавзолея, фигуры высших командиров и почетного караула создают ощущение торжественности. Справа, оттуда, где трепещут вдали победоносные красные знамена Советской Армии, начинается все более сильное, волнующееся движение. Оно разрастается и наконец разрешается в сильной динамике фигур выбегающих вперед воинов, которые кидают наземь фашистские штандарты. Так на ярком контрасте движения и строгой неподвижности, уверенного спокойствия и энергической силы строится образ всенародного ликования победы. — журнал «Искусство», 1951 год. 

Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины»1949 г.

Дмитрий Мочальский “Победа. Берлин 1945 года” 1947 г.

Александр Лопухов “Победа”

Софья Частова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх