«Я совсем не люблю обсуждать искусство»

Есть художники, которые оставляют неизгладимый след в истории искусства. Их работы живут веками, вдохновляя каждое новое поколение своей уникальностью и самобытностью. Так в начале 80-х годов в Нью-Йорке прогремело имя  Жана-Мишеля Баския, человека с нелегкой судьбой, тягой к саморазрушению и художественным талантом. Его жизнь была непростой — развод родителей, попадание матери в психиатрическую клинику, тяжелое социальное положение семьи, наркотическая зависимость, ранняя смерть.

Многослойные композиции

Баския умел вдохновляться любой мелочью. Он мог рисовать на чем угодно, в роли холста выступали стены, мебель и одежда.  Творческий стиль Баския был нестандартным. Его произведения составлялись из нескольких слоев, где были разные символы и надписи. Это могли быть отрывки из газет, меню из кафе и другие элементы быта и поп-культуры. Его работы образовывали многослойную композицию, иногда он даже специально перегружал полотно для большей выразительности и экстравагантности. 

Тематика работ

В его работах были изображены различные темы. Сам художник не любил объяснять свое творчество и обсуждать его. В работах он воплощал свое восприятие окружающей его жизни, размышлял на тему детства, делал отсылки на африканскую культуру. Больше всего Баския волновала проблема расовой дискриминации в социальной и политической сферах общества США. Он привлекал внимание к этой проблеме с помощью своих произведений искусства

Стиль

Особенностью творчества художника Жана-Мишеля Баския стали картины, выполненные в стиле неоэкспрессионизма (стиль живописи XX века, для которого характерны крайняя субъективность воплощения образов, использование необработанных материалов и кричащей цветовой палитры). Они соединяли в себе одновременно граффити и наскальную живопись. 

Самыми известными произведения Жана-Мишеля Баския являются: “Две головы”,”Верхом на смерти”,”Голливудские африканцы”,”Автопортрет”, “Собака”.

“Две головы” 1982 года

“Верхом на смерти” 1988 года

“Голливудские африканцы” 1983 года

“Автопортрет” 1982 года

“Собака” 1982 года

Black Picasso

Жан-Мишель за свое творческое видение получил прозвище Black Picasso, хотя самому художнику это совершенно не нравилось: «С одной стороны это, конечно, лестно, но с другой — унизительно». Он предпочитал быть самим собой, потому что осознавал свою уникальность.

Интересный факт

До Баския работы темнокожих художников не были представлены ни в одной галерее Манхэттена

Когда в Лондоне начало греметь имя неуловимого Бэнкси, о нем говорили как о некоем уникальном явлении, чему яростно возмутились поклонники Жана-Мишеля. Баския не был первым прославившимся благодаря стрит-арту, но он, безусловно, был самым ярким из всех. Он сумел одновременно вынести искусство из галерей на городские стены, сделав его доступным для каждого, и внести свое собственное бунтарское уличное искусство в выставочные залы и музеи.

Икона арт-тусовки
За свою короткую, но яркую жизнь Баския успел создать около 600 картин и 1500 рисунков, а также множества работ в смешанной технике. Он сумел стать иконой арт-тусовки, привлек внимание к художественному направлению – неоэкспрессионизму и популяризовал его для широкой публики.  «Всего за 9 лет активного творчества он оставил нам такое наследие, которого иные художники не могут создать за всю свою жизнь», — говорил арт-дилер Тони Шафрази в интервью New York Magazine после смерти Баския. Но самое главное, Жан-Мишель Баския до сих пор является источником вдохновения для молодых художников по всему миру.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх