Японские картинки

Уже много лет культура и искусство Страны восходящего солнца интересует людей запада. Что нетрудно понять, ведь всё новое несёт в себе удивительную тайну, которую так хочется разгадать и понять. Одним из самых массовых способ познания современного японского искусства можно заслуженно считать мангу и аниме, сыгравшие огромную роль не только в развитии искусства своей страны, но и всего мира. Сегодня подробнее остановимся именно на манге, разобрав, что это и откуда пришло.

Этимология 

Слово состоит из двух кандзи иероглифов: 漫 (ман), что можно перевести как «свободный», «причудливый», «переливаться через край», и это далеко не все оттенки значения иероглифа; второй компонент 画 (га) означает «рисунки»,  «картинки». Таким образом манга может принимать значение и веселого, смешного, и странного, и загадочного. Неизменным остаётся наличие в произведении рисунков, которые и играют одну из основных ролей. 

Большая волна в Канагаве, Кацусика Хокусай, 1823-1831

Термин «манга» возник на рубеже 18-19 веков после публикаций работ художников  Канкэй Судзуки,  Санто Кёдэна, Минва Аикава, а также знаменитого Кацусики Хокусая с его гравюрами и серией иллюстрированных альбомов «Хокусай манга», одной из самых знаменитых работ считается «Большая волна в Канагаве». Отцом современного значения термина является мангака Ракутэн 

Китадзава — первый профессиональный художник-мультипликатор Японии. Если дать определение манге как японским комиксам, какой её изначально рассматривали вне страны, то мангака — это автор этих комиксов, то есть художник и сценарист. В случае, если рисунками и сюжетом занимаются разные люди сценариста называют гэнсакуся (или, точнее, манга-гэнсакуся). 

История

Сложно сказать, какое произведение положило начало созданию манги, специалисты, занимающиеся изучением истории жанра, до сих пор ведут споры на этот счёт, но многие предполагают, что одни из первых работ, которые можно назвать далёкими родственниками манги, относятся ещё к 12 веку. Тогда буддийский монах Тоба Содзё, известный под именем Какую, нарисовал четыре юмористических сюжета, раассказывающих историю животных, пародирующих людей из высшего общества, и монахов, не соблюдающих свой устав. Истории представляли собой четыре свитка с нанесенными на них тушью рисунками и подписями к ним, в настоящее время хранящиеся в монастыре, в котором проживал Тоба. 

«Животные соревнуются в борьбе сумо» (первый свиток «Тёдзюгига», Токийский национальный музей), XII век, Тоба Содзё

В середине 17 века в небольшом городе Оцу недалеко от Киото стали распространяться изображения оцу-э. Их образы были очень простыми, доступными всем слоям населения и часто носили сатирический характер. Первоначальное значение картинок заключалось в их свойствах схожих с амулетами, но стали популярны в качестве сувениров у путешественников, которые распространяли их за пределы города. В этот же период в Японии распространяется направление укиё-э, также берущее начало в буддизме, оно сыграет одну из ключевых ролей в становлении современной манги. Важным представителем направления стал уже упоминавшийся ранее Кацусика Хокусай.

Манга становилась независимым жанром, вбирая в себя традиции укиё-э и опыт западных коллег японских художников. После реставрации Мэйдзи (период реформ Японии 1868-1889 годов, поднявший отсталую аграрную страну до уровня передового государства) и падения железного занавеса Япония начала меняться. В страну массово завозились иностранная продукция и искусство, в том числе западные комиксы. Именно это помогло японским художникам отточить свои навыки, научив их особенностям композиции. пропорциям и цвету, ранее не игравшим особого значения в укиё-э, где идея и смысл превалировали над формой.В период с 1900 по 1940 года манга не была значимым культурным явлением, но уже приобрела популярность среди молодёжи. 

В 1926 императором Японии становится Хирохито, верх берет политика милитаризма. Искусство становится одним из рупоров в руках государства, помогая ему пропагандировать национальные ценности, патриотизм, власть. Полиция получает карт-бланш на  «цензуру» произведений, в результате чего многие мангаки и редакторы подвергаются политическому преследованию, арестам и репрессиям. 

Многие исследователи полагают, что одним из основных периодов, оказавших значительное влияние на развитие современной манги, стало послевоенное время. Поражение во Второй Мировой войне и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки сильнейшим образом отразились на художественном сознании Японии, заставляя авторов 

Босоногий Гэн» (яп. はだしのゲン Хадаси но Гэн) — манга Кэйдзи Накадзавы

искать утешения в безобидном и милом, что породило новую эстетическую концепцию каваий. Но помимо этого исторические процессы спровоцировали толчок к более плотному сотрудничеству Японии с другими странами и дружественному обмену опытом. 

Теперь манга начинает развиваться уже не как незначительное хобби, она приобретает характер важного культурного явления. В периоде оккупации (1945-1952) и после оккупационные годы (1952- начало 1960) начинается бурное становление современной манги. Цензура и государственный надзор существенно ослабевают, авторам даётся свобода. Начинают формироваться основные жанры и направление, а после и распространение манги за пределы Японии, где она стремительно набирает своих поклонников. 

Стиль, символы, характеристика

Отличительными особенностями манги являются не только непривычные для западного читателя зеркальные страницы, ведь оригинальная манга читается именно справа налево, и черно-белые рисунки в контраст с американскими и другими комиксами (значительная часть художников делают черно-белые рисунки, но издания публикуют цветные обложки, по которым можно понять внешний вид персонажа). Манга имеет свой собственный художественный и символический язык, который может быть непонятен с первого прочтения. По внешнему виду героя иногда можно понять больше, чем по его высказываниям, которые, как правило, менее значимы, чем рисунки. Например: цвет волос может отвечать за характер персонажа; размер глаз показывает молодость и страсть героя; различные предметы декора и детали композиции зачастую имеют свой символизм.  

Авторы

О мангаках зачастую известно намного меньше, чем об их произведениях, особенно вне Японии, но их творения говорят намного больше, чем любая биография. Так произошло и с невероятно успешным  дуэтом двух художниц Адати Тока, название которого образовано от имён участниц Адати (安達, Adachi) — художница по персонажам и Токасики (渡嘉敷, Tokashiki) — художница по фонам. В 2011 году свет увидела их первая совместная манга «Бездомный бог», она сразу приобрела известность не только в Японии, но и за рубежом. Манга написана или скорее нарисована в жанре фэнтези и рассказывает о неудачливом боге погибели Ято, пытающимся найти признание в условиях стремительно развивающегося индустриального мира. Ято был могущественен, но люди перестали в него верить, храмы, возводимые в его честь, были разрушены, а новых никто и не собирался строить. Но по японским верованиям бог может не боятся смерти лишь в том случае, если его помнят, молятся ему и приносят жертвы. Ято решает сам воздвигнуть себе храм, ведь этого правила не запрещают, но действовать придется и по правилам людей, а значит на постройку надо накопить тяжким трудом, и вот бог становится наёмным работником, берущимся за любые заказы, цена которым лишь 5 иен (традиционное подношение богам во время молитвы). Его одиночество скрашивает девушка Ики, она спасла ему жизни, бросившись под автобус, что привело к печальным последствиям для неё самой, кто знал, что парень окажется богом… Теперь Ики обречена на жизнь аякаси (духа, призрака), её душа покидает дело, на что сама Ики никак не может влиять. Она нанимает Ято, чтобы тот помог ей опять стать человеком. Это трогательная история о дружеских отношениях девушки и бога, скорее похожего на обычного подростка, чем на многовекового владыки, от чего манга лишь становится ближе читателям, большинство из которых проходят через те же проблемы, ну или почти те же…

«Бездомный бог» (яп. ノラガミ Норагами) Адати (安達, Adachi) — художница по персонажам и Токасики (渡嘉敷, Tokashiki) — художница по фонам.

Но манга богата не только милыми и смешными сюжетами, для любителей леденящих душу ужасов тоже есть свои авторы, среди которых особенно выделяется Дзюндзи Ито. Будущий мангака родился в небольшой деревне и уже с 4 лет начал рисовать собственные произведения.

 

Дзюндзи Ито 

Поначалу это было лишь хобби, Ито отучился на зубного техника и работал по профессии, продолжая увлекаться мангой. В 1987 году он отправил свой короткий рассказ в журнал Gekkan Halloween (月刊ハロウィン, букв. «Ежемесячный Хэллоуин»), где получил почетное упоминание в Премии Кадзуо Умэдзу Так началась карьера знаменитого хоррор мангаки. Вселенная Ито пугающе завораживает, он мастерски обыгрывает темы человеческих пороков и слабостей, его герои, зачастую это обычные люди, оказываются втянуты в мир кошмаров, в котором действуют свои хаотичные законы, наказанным здесь может быть кто и как угодно. Неудивительно, что автор вдохновляется не самыми светлыми событиями своей жизни: смертью одноклассника, пугающими родительскими рассказами о войне. Всё это откладывалось в сознании впечатлительного ребёнка, чтобы  в дальнейшем найти выход в творчестве. Его самое большое произведение «Спираль» повествует о жителях одного города, которые попадают под влияние странной идеи о спирали, она захватывает умы всех горожан и уйти от этого проклятья нет никакой возможности. Выхода нет. 

Uzumaki (яп. うずまき Удзумаки, букв. «Спираль») — манга Дзюндзи Ито 

Манга продолжает стремительно развиваться, вдохновляя своими чарующими образами и непредсказуемыми и нестандартными сюжетами создателей по всему миру.  

Алиса Карлина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх