За окном с цветами

Борьба за свободу в творчестве Чидинмы Нноли.

“Есть свобода, которую я ищу,  и я хочу посмотреть, насколько я могу расширить эту свободу в своей работе”. Эти слова принадлежат африканской художнице, её имя — Чидинма Нноли (Chidinma Nnoli), а её свобода — это долгое путешествие, отправная точка которого находится в её детстве. Счастливое или нет, но его точно можно назвать “не лишенным сложностей”. Нноли родилась в семье католиков, глубоко погруженных в свою религию. Взросление будущей художницы проходило в условиях строгого патриархата, что сильно повлияло на творческий путь Нноли. Вспоминая о доме Чидинма говорит: “Мне было очень душно, и я существовала в обстановке тревоги и страха, где было непросто расслабиться”. 

Свои первые шаги в искусстве девушка начала делать ещё в раннем возрасте. Тогда она не знала, кем хочет быть и кем станет, но желание выразить свои чувства выливались в слова, которые несколько лет спустя станут отправной точкой поэтики её картин. Главные мотивы её творчества зазвучали уже тогда, сложный мир, одевающий её в нерушимые запреты, в которых ходили её бабушки, мать и сёстры, заставляли её сомневаться в повседневных “истинах” жизни, отказаться от слепого доверия в поисках собственной правды. Именно это нашло отражение в её творчестве. 

I grew up in a castle, not a damsel but distress followed me

I wore prayers I didn’t understand

Строчки из стихотворения Чидинмы Нноли, служащие прологом к её первой персональной выставке, как небольшой рассказ подводят нас к идеи художницы. Нноли говорит, что выросла в замке, но не была “damsel” — принцессой, которую надо спасать, хоть беды и последовали за ней по пятам, она “носила” молитвы, но не понимала их значения, как не понимала и мира, который запрещал ей быть собой. 

В своих работах, преимущественно написанных акрилом и маслом, Чидинма Нноли изображает женские фигуры, в начале помещая их в тревожное и враждебное пространство, часто наполненными символами католической религии, отсылая нас к детству художницы, чтобы после перенести в более безопасное и спокойное место, в котором героини её картин могли бы больше не боятся чувствовать себя свободными. Но это не быстрый процесс. Пройдя этап надзора и страха, персонажи погружаются в себя, рисуют свой безоблачный мир внутри, в своём воображении, исследуя путь самой художницы, и только потом этот мир выходит за пределы их фантазий, становясь реальностью, настоящим освобождением. 

Выставка Нноли — это поэтапное повествование, поэтому нельзя пропускать ни одной главы-картины, чтобы уловить общую суть произведения. Плавное перемещение от одного полотна к другому позволяет застать тот момент, когда воздух на изображении разряжается, перестаёт вибрировать постоянным предчувствием надвигающейся опасности и наконец смягчается. А начинается всё с окна, непрозрачные стёкла которого готовят нас к тому, что сейчас мы заглянем туда, в мир художницы, в её наглядное исследование собственного детства и взросления, которые она отдаёт нам как пример сложного женского пути не только в мире искусства, но и в мире в целом, полном предрассудков и запретов.

Сама Нноли говорит, что своим творчеством хочет объединить всех женщин, создать для них мир, наполненный цветами — главным символом свободы и спокойствия в понимании художницы.”Я пытаюсь создать безопасную среду, используя цветы, пространство, почти сказочное, утопию, где они (героини) могут исцеляться, даже если это происходит только в их головах (пока) они не найдут свое собственное безопасное пространство ”.

“None of These Clocks Work (I)” (2020) “Ни одни из этих часов не работают”.

Картина изображает девушку в корсете, заставляющем её тело подстраиваться под “идеальное” представление о женской фигуре в обществе — песочные часы, название же даёт понять, что принятые закрепощающие женщин стандарты красоты бесполезны, как неработающие часы. 

“Hold Me While We Wait II”2021  “Обними меня, пока мы ждём”.

Своим творчеством Нноли хочет объединять женщин, чтобы совместным опытом они находили в друг друге источник утешения и силы, поэтому героини её картин часто сидят вместе или смотрят друг на друга.

 “Did You Sin Today”2020  “Грешил ли ты сегодня” Отсылки к религиозным темам в творчестве Нноли Чидинмы.

“When Purple Hibiscuses Fall” 2020 “Когда опадают фиолетовые цветы гибискуса”.

Мотив фиолетового прослеживается во всём творчестве Нноли, по её словам это цвет боли, синяков, но как опадают эти цветки, так и уходит боль. 

“Dreamscapes and Escape II” 2020 “Мечты и побеги”.

Чидинма Нноли называет свою дебютную персональную выставку “историей совершеннолетия”, говоря: “Есть свобода, которую я ищу, и я хочу посмотреть, насколько я могу расширить эту свободу в своей работе”.

Алиса Карлина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх