Авангард многогранен

Абстрактное искусство

Василий Кандинский  “ Композиция VII”

Василий Кандинский “Картина с кругом” 1911г.

Одним из основных направлений авангарда является абстрактное искусство. Оно в отличие от традиционного не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. 

Предмет абстрактного искусства — инструмент художника: цвета, линии и формы. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х. Его первой абстрактной работой считается «Картина с кругом».

Василий Кандинский

Всёчество

Этот термин придумал художник, писатель, издатель и журналист — Илья Зданевич в 1913 году.  В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и приближенных к нему художников. В каталоге к выставке «Мишень» он рассказал о существовании всех стилей — кубизм, футуризм, орфеизм и другие.

В ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки “Наталья Гончарова и всечество”.

Илья Зданевич

Михаил Ларионов

Наталья Гончарова

После этого Зданевич продолжил популяризацию идеи всечества в Санкт-Петербурге. Эти выступления придавали авангарду эпатажностиТак, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».     

Заборная живопись

Одни из характерных черт авангарда — сюжеты и стилистика надписей. Особенно заметно это направление в работах Михаила Ларионова. 

Сборник Алексея Крученых “Помада”

Михаил Ларионов “Портрет Наталии Сергеевны Гончаровой” 1915г.

Михаил Ларионов “Отдыхающий солдат”

Конструктивизм

Эль Лисицкий “Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара”.

А. Родченко “Книги”

Э. Лисицкий “Новый человек”

“Сonstructio” (в переводе с латинского языка) — «построение». Основные черты конструкти­визма: строгость, лаконизм и геометричные формы. Публично стиль был отмечен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана.

Алексей Ган

Одними из самых известных конструктивистов являются: Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм охватил самые разные сферы творчества: театральные декорации и костюмы, книжные оформления, архитектура и тд.

Космизм

Павел Филонов “Формула космоса”

Такое направление авангарда возникло в 1870-е годы и обозначало философов и ученых, размышляющих о внеземном пространстве и космосе. 

Развитию космизма способствовало беспредметное или абстрактное искусство. Ученики К. Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.

Кубизм

Жорж Брак “Скрипка и подсвечник” 1910 год

К. Малевич «Точильщик» 1912 г.

В. Рохлина «Картежники» 1919 г.

Кубизм сформировался во Франции 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Но в России это направление появилось не сразу.

В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Он пишет: “Кубизм подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения.” 

Спустя время, в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм». 

Кубофутуризм

Наталия Гончарова “Фабрика” 1912 год

Давид Бурлюк “Коллаж на тему Первой Мировой войны” 1915г.

Любовь Попова “Человек, воздух, пространство” 1915г.

Впервые это понятие применяется французским критиком Марселем Буланже в 1912 году, а уже на следующий год термин получает известность и в русской культуре. 

Поэтическо-художественная группа «Гилея» считала себя кубофутуристической, как и художники круга «Союза молодежи». В кубофуту­ристических произведениях мир показывает себя раздробленным на фрагменты и элементы.  Уже в 1913 году К. Малевич на выставке “ Союз молодежи” публично заявляет, что его работы кубофутуристичны.

Левое искусство

Александр Родченко “Вариант обложки журнала «Леф»” 1924 год

Весной 1915 года появляется термин «левое искусство», который наравне с понятием «футуризм» стал применяться, как новаторское искусство

В 1917 году были созданы три федерации. Одна из них имела название “Левая” и объединяла большинство художников-авангардистов. Через 2 года термин меняет свое значение, теперь так называют беспредметников и пролетарских художников

Линиизм

Термин изобрел Александр Родченко в 1919 году, обозначив так одно из тече­ний в беспредметном искусстве. Он писал в Манифесте раннего конструктивизма так: «Ввел и объявил линию как элемент конст­рукции и как самостоятельную форму живописи».

Александр Родченко

Лучизм

Михаил Ларионов “Голова быка” 1913г.

Михаил Ларионов “Стекло” 1912г.

Михаил Ларионов “Красно-синий лучизм” (Пляж) 1911г.

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства».

Ориентализм

Влияние восточного искусства в основном отразилось на теории и манифестах. Худож­ников-авангардистов привлекали сюжеты и темы, нежели приемы. Для них было важно само погружение в атмосферу Востока. Теоретическое обоснование ориентализма разработали Михаил Ларионов и Илья Зданевич. И как раз любовь к Востоку стала поводом к разрыву Ларио­нова с «Бубновым валетом» — его членов художник обвиняли в подражании Западу. 

Впрочем, к середине 1910-х тема Востока оказалась забыта, а ориентализм полностью исчерпал себя.

Примитивизм

Михаил Ларионов “Весна. Времена года” (Новый примитив) 1912г.

Иван Генералич “Олень в лесу”

Мария Примаченко “Ушатка схватила рака”

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства. 

Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта”

Супрематизм

К. Малевич “Полет аэроплана” 1915г.

К. Малевич “Полотеры” 1912г.

Казимир Малевич в декабре 1915 года охарактеризовал свои работы, показанные на последней футуристической выставке “0.10” , как супрематизм. Его «Черный квадрат» открыл нечто новое —  геометрическую беспредметную форму

Футуризм

Н. Дюльгеров “Рациональный человек”

Н. Кульбин “Мимоза”

Ю. Анненков “Июнь. Лес”

“Futuro” ( с итальянского языка) — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. 

Филиппо Томмазо Маринетти

Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По сведениям Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. 

Давид Бурлюк

Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года.  

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх